×
  • Home
  • Блог компании
  • Наука кинотеатра: проектирование и оснащение. Теория, правила, стандарты, рекомендации (обновляемый материал)

Наука кинотеатра: проектирование и оснащение. Теория, правила, стандарты, рекомендации (обновляемый материал)

Мы не раз подчеркивали, что современный цифровой  кинотеатр является сложным и высокотехнологичным объектом. Проектирование и оснащение такого объекта требует знания и правильного применения множества различных правил, которые в общем не существуют в виде целостной системы. Более того, часть этих правил является российскими (а иногда и советскими), часть — международными (особенно теми, что разработаны в рамках Digital Cinema Initiatives — ведущего мирового профессионального объединения в сфере цифрового кинопоказа).

Доступно о кинотехнологии

 

В связи с этим мы решили взять на себя нелегкий труд по сведению (пока что) воедино всей этой огромной нормативно-технической базы. Поскольку такая работа требует времени, мы будем обновлять этот раздел, размещая новые материалы. Следите за обновлениями!

 

Стандарты DCI

SMPTE S 428-1-2006 (требования к цифровому изображению)

Стандарт устанавливает требования к качеству изображения («картинки») и косвенным образом — к техническим характеристикам проекционного оборудования.

Операциональный уровень 1 — 4096 (верт.)/2160 (гор.)/24 кадр/сек

Операциональный уровень 2 — 2048 (верт.)/1080 (гор.)/ 48 кадр/сек

Операциональный уровень 3 — аналогично/24 кадр/сек.

Коэффициент пропорциональности 1:1, анаморфические и другие геометрические искажения изображения не допускаются.

Пиксели нумеруются в следующем порядке: слева направо, сверху вниз (по вертикали).

Глубина цвета —   12 бит.

 

SMPTE RP 431-2:2011 (требования к эталонному проектору)

Проектор должен обеспечивать воспроизводство изображения с характеристиками, изложенными выше.

Яркость отраженного окружающего света (при выключенном проекторе) для экрана должна быть менее 0,03 канделы/кв.м.

Значения цвета для оценки качества цветопередачи рассчитываются для яркости проектора, не превышающей 52,37 кд/кв.м.

Секвенциальный (вычисляемый) контраст равен 1200:1

Внутриэкранный контраст равен 100:1

Цветовая палитра (минимальная) в значениях цветов по CIE Publication 15:2004, Colorimetry, 3rd Edition:

Красный (11.90597, 0.6800, 0.3200)
Зеленый (34.63657, 0.2650, 0.6900)
Голубой (3.805772, 0.1500, 0.0600)
Виртуальный белый (50.34832, 0.3190, 0.3338)

Точность цветопередачи (в координатах x,y):

Красный (0.6800 ± .01 0.3200 ± .01)
Зеленый (0.2650 ± .02 0.6900 ± .02)
Голубой (0.1500 + 0.01/-0.03, 0.0600 + 0.02/-0.04)

 

Стандарты DIGSS (Digital Immersive Giant Screen Specification) 

Указанный стандарт разработан Ассоциацией кинотеатров с очень большими экранами (Giant Screen Cinema Association) для унификации требований к так называемому «премиальному формату кинопоказа» (premium large format).  Премиальным называют кинопоказ, параметры которого (например, размер экрана) превосходят некоторое стандартное значение. Самым явным пример является iMAX, но в целом каждая крупная кинотеатральная сеть разрабатывает свой премиальный формат (UltraAVX.   XD, iSense, Xtreme, Event, ETX, Prime, Ultra AVX, Ultra Screen DLX, China Film Giant Screen).

Требования к характеристикам изображения:

Коэффициент пропорциональности (отношение длины к высоте, aspect  ratio) — 1.33:1 или 1.85:1

Горизонтальное разрешение — 4096 пикс., вертикальное 3072 пикс. (для 1.33) или 2160 пикс. (1.85)

Кадровая частота (fps) — 24 кадр/сек для 2Д и 48 кадр/сек. для 3Д. Рекомендуемые 48 кадр/сек  и 60 кадр/сек для 2Д и 120 для 3Д

Яркость белого не менее 20 фут-ламберт (68,53 кандел/кв.м.)

Однородность яркости от углов к центру не менее 80 процентов (то есть яркость в центре не может более чем на 20 процентов превосходить яркость по углам экрана)

Последовательный контраст 2000:1, внутриэкранный 150:1

Цветовая палитра Rec.2020

 

Требования к контенту:

Форматы файлов TGA, PNG, DPX, IMF, ACES, EXT, etc., для 1.33.  Jpeg2000 для 1.85 (DCI аналогично)

Без сжатия для 1.33. Сжатие для 1.85

Битрейт 250 МБит/с

 

Требования к звуку

Минимум 12 каналов, 16 рекомендуется

Битовая глубина 24 бит

В​​​ремя реверберации не более 0,5 секунды для экрана шириной не менее 24 м или зала на 400 зрителей. Для зала бОльшей вместимости реверберация 0,8 сек.

 

Требования к кинозалу

Угол подъема гребенки не менее 12 и не более 30 градусов по отношению к плоскости пола. Рекомендуется от 20 до 25 градусов

Точка зрения зрителя на первом ряду должна находиться на расстоянии 0.28 или 0.33 раза высоты экрана от нижнего края экрана

Длина экрана не менее 21.3 или 285 кв.м, высота не менее 16 м для 1.33 или 11,5 для 1.85

Пространство для размещения зрителей ограничивается двумя линиями, исходящими из центра линии экрана и и расходящимися каждая на не более 45 градусов (угол между каждой из линий и перпендикуляром, проведенным через центр нижней линии экрана равен 45 градусов)

Первый ряд располагается не ближе чем 0.33 раза от длины экрана

Самый дальний ряд находится на расстоянии, не превышающем длину экрана

 

 

Иные международные стандарты

IEC /EN 62471-5 (Фотобиологическая безопасность ламп и ламповых систем — стандарт Международной электротехнической комиссии

Основным риском является повреждение роговицы глаза, а также кожных покровов мощным излучением (мощным считается проектор с общим потоком излучения, превышающим 8 тыс. люмен). Мощные проекторы с указанным потоком излучения относятся к 3, повышенному классу опасности.

Для каждого проектора производителем устанавливается понятие «опасного расстояния» —  дистанция до источника излучения,  при которой величина переносимой энергии через единицу поверхности больше некоторого безопасного значения. Для мощных проекторов опасное расстояние превышает 1 м.

Безопасное расстояние в случае рассеяния светового потока по ширине (справа и слева по горизонтальной оси сечения) — не менее 1 м.

Безопасное расстояние в случае рассеяния светового потока по высоте (сверху и снизу по вертикальной оси сечения):

  • для залов с фиксированным размещением зрителей — не менее 2 м от пола до нижней поверхности светового конуса;
  • для залов со свободным перемещением зрителей (включая возможность размещения зрителей на плечах друг у друга) — не менее 3 м. от пола до нижней поверхности светового конуса.

 

IEC 608255-1 (Безопасность лазерной аппаратуры — стандарт Международной электротехнической комиссии)

Все лазерные проекторы (проекторы с лазерным источником излучения) от Barco относятся ко 2 и ниже классам лазерной опасности (наиболее опасными являются устройства 4 класса опасности).

 

Своды правил строительные

СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1-4)

Площадь зрительного зала кинотеатра, концертного, театрального и универсального залов определяется из расчета кв.м.площади на зрителя и рассчитывается:

Тип зала Кв.м.на зрителя
Кинозал:

А)Постоянный

Б) Сезонный

 

 

1 кв.м

0,9

 

Клуб 0,65
Театральный, концертный, унивесальный 0,7
Малый, камерный театральный 0,9

Объем зрительного зала рассчитывается исходя из количества куб.метров на одного зрителя по следующей таблице

 

Тип зала  Куб.м.на зрителя
Зал драматического театра 4-5
Кинотеатральный 4-6
Зал клуба 4-7
Зал музыкально-драматического и театра музыкальной комедии 5-7
Театров оперы и балета 6-8
Аудиторий 4-5
Концертный по заданию

Примечание — В зависимости от объемно-планировочного решения зала допускается увеличение или уменьшение указанных величин на 20%, а при применении соответствующих инженерных решений — более чем на 20%

Расстояние от спинки до спинки между рядами кресел, стульев или скамей в зрительном зале должно составлять не менее 0,9 м.

Число непрерывно установленных мест в ряду не должно превышать 26 при одностороннем выходе из ряда, а при двустороннем выходе — не более 50.

В кинотеатрах круглогодичного действия, а также в клубах, в залах которых предусматривается кинопоказ из кинопроекционной, не допускается предусматривать пути, ведущие к выходу из зрительного зала, через помещения, которые по заданию на проектирование рассчитаны на единовременное (постоянное) пребывание более 50 человек.

В зрительных залах кинотеатров, клубов и театров в зонах размещения зрителей параметры воздуха должны быть обеспечены системой вентиляции или кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями таблицы:

Помещения Расчетная температура воздуха, С. Кратность воздухообмена в час, не менее Дополнительные указания
Зрительный зал вместимостью 800 мест и более с эстрадой, вместимостью 600 со сценой 19 С не менее 20 куб./час на зрителя В холодный период года:

для кинозалов (без гардероба) — 14 С

Относительная влажность — 40-45 %

 

В теплый период:

50-55%

 

До 800, до 600 аналогично аналогично аналогично
Сцена, карман 20 С не определяется не определяется

 

Своды правил противопожарные

Федеральный  закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Пункт 2. ч.ст.32 (о классах функциональной пожарной опасности):
2) Ф2 — здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:

а) Ф2.1 — театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
б) Ф2.2 — музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
в) Ф2.3 — здания учреждений, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, на открытом воздухе;
г) Ф2.4 — здания учреждений, указанные вподпункте «б» настоящего пункта, на открытом воздухе.

Ч.1.ст 30 (о степенях огнестойкости зданий)

1. Здания, сооружения и пожарные отсеки по степени огнестойкости подразделяются на здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV и V степеней огнестойкости.

Ч.1.ст.31 (о классах конструктивной пожарной опасности)

1. Здания, сооружения и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы С0, С1, С2 и С3.

Ст.87 (о порядке классификации по степени огнестойкости и конструктивной опасности)

 

Свод правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.

П.4.18 указанных правил устанавливает возможность использования в зданиях класса Ф2 фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений в подвальных или цокольных этажах при условии, что есть лестницы 2 -го типа, выходящие в вестибюль первого этажа.

П. 4.19. гласит, что в зданиях I, II (I, II, III для зданий класса Ф2) степеней огнестойкости класса С0 лестницы из вестибюля, размещенного в цокольном или первом этаже, до вышележащего этажа, допускается предусматривать открытыми 2-го типа, при этом вестибюль должен быть отделен от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа.

В зданиях I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0, высотой не более 28 м, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4, допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух надземных этажей, при этом помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, на всех этажах должно отделяться от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа.

Пункт 5.4.2: размещаемые в пределах объектов культурно-зрелищного назначения помещения производственного и технического назначения (помещения технологического обслуживания демонстрационного комплекса, мастерские, реставрационные, кухни, электрощитовые и т.п.), складские помещения (кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке, книгохранилища и т.п.), за исключением помещений категории Д, выделяются противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа, за исключением специально оговоренных случаев.
Помещения для освещения сцены (кроме помещений для освещения сцены, расположенных в пределах габаритов перекрытия сцены), расположенные в пределах габарита зрительного зала, должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа.

Пункт 5.4.3: в зданиях IV и V степеней огнестойкости помещения проекционных, рассчитанных на оборудование кинопроекторами с лампами накаливания, допускается располагать в пристройках со стенами, перегородками, перекрытиями и покрытиями из материалов НГ и группы Г1 с пределом огнестойкости не менее REI 45.

Проем строительного портала сцен с залами вместимостью 800 мест и более должен быть защищен противопожарным занавесом с пределом огнестойкости не менее EI 60. Теплоизоляция занавеса должна быть из материалов НГ. Полотно противопожарного занавеса должно перекрывать проем строительного портала не менее чем на 0,4 м с боковых сторон и на 0,2 м сверху и быть газонепроницаемым.

Пункт 5.4.7: окна и отверстия из помещений проекционных на сцену или арьерсцену, кинопроекционных, из помещений аппаратных и светопроекционных в зрительный зал, если в них устанавливаются кинопроекторы, должны быть защищены шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее EI 15.

Окна и отверстия светопроекционной, оборудованной для динамической проекции, а также кинопроекционной только с цифровыми проекторами (без использования пленки), могут быть защищены закаленным стеклом.

ПАРТНЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Телефон
8 800 301 37 40
бесплатно по России
E-mail

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Открыть версию для компьютера

Получить техническую консультацию

Ваш номер телефона

или Ваш email

Нажимая на кнопку «ОТПРАВИТЬ», я даю согласие на обработку персональных данных

Заказать звонок

Скоро мы обязательно Вам перезвоним!

Ваш номер телефона*

Ваше имя*

Город*

Сообщение

Нажимая на кнопку «ЗАКАЗАТЬ», я даю согласие на обработку персональных данных