- Home
- Блог компании
- Легкости перевода с цифрового на русский
Легкости перевода с цифрового на русский
Словарь цифрового кинематографа и других аудиовизуальных технологий
Не секрет, что аудиовизуальные (мультимедийные) технологии изобретаются по преимуществу где-то на англоязычном Западе. Там же они получают свои наименования и с ними экспортируются по всему миру. С учетом этого обстоятельства мы решили составить свой небольшой глоссарий, воспользовавшись вдохновляющим примером Arts Alliance Media. Мы даем перевод каждого термина (где это возможно), а также небольшое толкование его значения. Позже наш словарь дополнится изображениями, а также видео.
Это первая часть, которая касается терминов, в принципе общих для многих сегментов цифровых A/V. В наших планах — продолжение, связанное с переводом и значением специальных понятий кинопоказа, а также отдельных областей аудиовизуальных технологий.
2D — произносится «два дэ» — термин, обозначающий традиционное, плоское видео-изображение.
2K resolution — произносится «два ка разрешение» — количество пикселей в диапазоне до 2 млн.200 тыс. или ниже (или 2048 пкс. на 1080 пкс. – значение, установленное Digital Cinema Initiatives )
3D — «произносится три дэ» — способ формирования видео-изображения, который при просмотре вызывает у зрителей ощущению (иллюзию) объема. Более правильными (хотя и нераспространенным) является термин «изображение со стерео-эффектом».
4D — произносится «четыре дэ» — термин, обозначающий сочетание при кинопоказе изображения со стерео-эффектом (3D) и дополнительных физических воздействий на органы чувств зрителей: запахов, вибраций и т.д.
4К resolution — произносится «четыре ка разрешение» — количество пикселей в диапазоне от 8 до 10 млн. (или 4096 пкс. на 2160 пкс. – значение, установленное Digital Cinema Initiatives).
5.1 surround sound — объемный звук 5.1. — система звуковоспроизведения, которая предполагает размещение источников звука в следующей конфигурации: правый, левый, центральный, а также левый тыловой и правый тыловой, плюс специальный канал низкочастотных эффектов.
7.1 surround sound — объемный звук — система звуковоспроизведения, которая предполагает размещение источников звука в следующей конфигурации: правый, левый, центральный, левый тыловой, правый тыловой, правый боковой, левый боковой, плюс специальный канал низкочастотных эффектов.
Aspect ratio — коэффициент пропорциональности — отношение высоты (экрана) к его ширине. Как правило, цифровые кинотеатры демонстрируют контент в форматах Flat (кашетированный) или Scope (широкоэкранный), однако существуют и проприетарные форматы типа IMAX.
Flat 1.85:1 — произносится «флэт» — экран с соотношением сторон (коэффициентом пропорциональности) 1.85:1, например, при высоте экрана в 2 м., его ширина должна быть не менее 3,7 м.
Foot-lambert — Фут-ламберт — единица яркости, используемая в английской и американской традиционной системе измерений. В системе СИ яркость (в световых величинах) излучения измеряется в канделах (кд.) на квадратный метр и обозначается буквой L.
FPS (Frame per Second) — количество кадров в секунду — стандартная для кинематографа частота кадров равна 24 кадра/сек.
HI (Hearing Impaired) — нарушения слуха — термин, применяемый для обозначения кинопоказа, который доступен для зрителей с нарушениями слуха (глухота и тугоухость).
High Frame Rate — повышенная кадровая частота — кадровая частота, превышающая стандартную частоту, например, 60 кадров/сек.
HDR (High Dynamic Range) — расширенный динамический диапазон — диапазон яркости (от наименее до наиболее освещенных частей изображения), который превышает некоторое стандартное значение (которое называется Standard Dynamic Range — стандартный динамический диапазон). Динамический диапазон (и стандартный. и расширенный) выражается так называемым коэффициентом контрастности (Contrast ratio), который обозначает отношение черного (полное отсутствие света (цвета) к белому (максимальная освещенность).
HGA (Half Gain Angle) — угол половинного значения яркости — обозначает горизонтальный угол, образуемый двумя лучами: А) лучом, перпендикулярным плоскости экрана и проведенным из центра экрана через точку (Х) прямой, обозначающей зрительский ряд и перпендикулярным к этой прямой; Б) лучом, проведенным из центра экрана через точку прямой (Y), обозначающей зрительский ряд, таким образом, что количество света, отраженное от экрана и измеренное в точке Y на 50 % меньше количества света, измеренного в точке X.
Illuminance — освещенность — количество света (световой поток), падающий на единицу площади поверхности. Единицей измерения освещенности является люкс.
Lumen — люмен — единица измерения светового потока (luminous flux), определяется как поток, излучаемый источником с силой света в 1 (одну) канделу в телесном угле 1 ср. Несмотря на то, что люмен выражает именно количество света (общее), иногда некоторые производители предпочитают использовать люмены для обозначения яркости, поскольку величина яркости в строгом физическом смысле этого термина не является показательной ввиду неравномерности распределения света по площади проекции и множеству направлений распространения светового потока
Luminance (иногда используется термин brightness, хотя Международной комиссией по освещению рекомендован термин «luminance») — яркость — количество света, излучаемого единицей площади поверхности на единицу телесного угла. Яркость (в световых величинах) излучения измеряется в канделах (кд.) на квадратный метр и обозначается буквой L. Более строгое физическое определение яркости — это отношение силы света элемента излучающей поверхности в выбранном направлении к площади проекции этого элемента на плоскость, перпендикулярную направлению силы света.
Luminous flux — поток излучения — общее количество света, излучаемого источником в пределах телесного угла.
Pixel — пиксель (иногда говорят – «пиксел») — в машинной графике базовый, неделимый элемент изображения. Представляет собой плоскую геометрическую фигуру (чаще всего круг или прямоугольник, но бывают и восьмиугольные пиксели). Размещаются пиксели в узлах как правило регулярной сетки, состоящей из вертикальных и горизонтальных линий. Для каждого пикселя задается цвет. Пиксель представляет собой цифровой код (набор чисел), который и обозначает каждый атомарный участок изображения.
В случае с физическими источниками изображения (света) под пикселем понимают некоторую и отнюдь не бесконечно малую часть реальной физической поверхности, излучающей или отражающей/поглощающей свет.Пиксель может быть освещаемым участком экрана (в случае с проекционным отображением), световым диодом, участком жидкокристаллической матрицы (для LCD-проекторов) или участком микрозеркального чипа (для DMD-DLP проекторов).
PLF (Premium Large Format) — широкоэкранный формат премиум-класса — совокупность характеристик кинопоказа (увеличенный размер экрана, высокое разрешение, использование лазерных проекторов, дополнительные физические эффекты), которые по своим значениям превосходят характеристики некоторого обычного «стандартного» кинопоказа.
Resolution — разрешение — для цифрового кино количество пикселей, располагающихся на экране определенной площади. В цифровом кинематографе разрешение принято интерпретировать как горизонтальное: то есть как произведение количества пикселей в одной вертикальной линии (столбце) на общее количество столбцов. Нумеруются пиксели соответствующим образом: слева направо, сверху вниз. Чем больше разрешение, тем более четким является изображение. Дополнительно отметим, что разрешение для телевизионных экранов и мониторов принято интерпретировать как вертикальное — это произведение количества пикселей в одной горизонтальной линии (строке) на общее количество таких строк).
Scope 2.39:1 — произносится «скоп» — экран с соотношением сторон (коэффициентом пропорциональности) 2.39:1, например, при высоте экрана в 2 м., его ширина должна быть не менее 4,78 м.
Screen Gain — коэффициент отражения — обозначает отношение количества света (в люменах), падающего на поверхность в пределах телесного угла, к количеству света, отраженного этой поверхностью. Чем больше выше значение коэффициента, тем «ярче» изображение.
VI (Vision Impaired) — нарушения зрения — термин, применяемый для обозначения кинопоказа, который доступен для зрителей с нарушениями зрения (слепота и слабовидение)
Wide-color-gamut — расширенная цветовая палитра — количество цветов и их оттенков, передаваемых при отображении (в данном случае, проекции на экран) и превышающее некоторое стандартное значение.